Двуручник

Туда, сюда, обратно ....

Основы нахлыстового заброса. Часть 1: Базовая техника

При­вет­ст­вую всех рос­сий­ских на­хлы­сто­ви­ков. Я на­де­юсь, что об­ще­ние на язы­ке уди­ли­ща и шну­ра дос­та­вит нам удо­воль­ст­вие, так же как и на­ша об­щая ув­ле­чен­ность всем, что свя­за­но с ры­бой, муш­ка­ми и во­дой.

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса  Взгля­ни­те на на­хлы­сто­ви­ков ми­ро­во­го клас­са, и вы уви­ди­те то, что их объ­е­ди­ня­ет - точ­ные, по­вто­ряю­щие­ся от за­бро­са к за­бро­су, от­ра­бо­тан­ные на прак­ти­ке ба­зо­вые эле­мен­ты, на ос­но­ве ко­то­рых они мо­гут вы­пол­нить лю­бой за­брос. Дру­ги­ми сло­ва­ми, пре­крас­ный за­брос – это след­ст­вие хо­ро­шей ба­зо­вой тех­ни­ки.

 Пред­став­лен­ная на этих стра­ни­цах ба­зо­вая тех­ни­ка уже до­ка­за­ла свою со­стоя­тель­ность как от­лич­ная от­прав­ная точ­ка для обу­че­ния на­хлы­сто­вым за­бро­сам. Сле­ду­ет, од­на­ко, по­ни­мать , что ос­вое­ние ба­зо­вых эле­мен­тов не оз­на­ча­ет, что вы долж­ны все­гда вы­пол­нять за­брос един­ст­вен­ным спо­со­бом. Рас­смат­ри­вай­те ба­зо­вую тех­ни­ку как спо­соб дос­ти­же­ния точ­но­сти, эф­фек­тив­но­сти и ста­биль­но­сти ос­нов­ных дви­же­ний при за­бро­се. По­няв и ос­во­ив ба­зо­вую тех­ни­ку, вы смо­же­те мо­ди­фи­ци­ро­вать ее под свое по­ни­ма­ние за­бро­са и фи­зи­че­ские воз­мож­но­сти (Эл Кайт (AI Kyte ) и Гэ­ри Мо­ран (Gary Moran) на­зы­ва­ли этот про­цесс «са­мо­оп­ти­ми­за­ция»), а так­же раз­ви­вать ее в раз­лич­ных на­прав­ле­ни­ях, соз­да­вая мно­же­ст­во ви­дов и сти­лей за­бро­сов ба­зо­вой тех­ни­ки, рас­смат­ри­вае­мой на этих стра­ни­цах, ме­ня нау­чил мой отец, Гар­ри, ко­то­рый в свою оче­редь ста­жи­ро­вал­ся у уже по­кой­ных Джи­ма Гри­на (Jim Green), Чарль­за Рит­ца (Charles Ritz ) и Френ­ка Сти­ла (Frank Steel). Эта тех­ни­ка очень по­хо­жа ну ту, ко­то­рой учат дру­гие хо­ро­шо из­вест­ные ин­ст­рук­то­ры, та­кие как Мел Крю­гер (Mel Кrieger), Cтив Рей­джеф (Steve Rajeff) и Джо­ан Вульф (Joan Wulff). Дру­ги­ми сло­ва­ми, ба­зо­вая тех­ни­ка, о ко­то­рой я здесь рас­ска­зы­ваю, на про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тий бы­ла мно­го­крат­но ис­пы­та­на как на вы­со­чай­шем уров­не обу­че­ния, так и во вре­мя со­рев­но­ва­ний. Имен­но то, с че­го сто­ит на­чи­нать!

 Час­то при лов­ле в спе­ци­фи­че­ских си­туа­ци­ях или для дос­ти­же­ния оп­ре­де­лен­но­го ре­зуль­та­та мне нуж­но из­ме­нить (ино­гда зна­чи­тель­но) угол за­бро­са, на­клон и даль­ность. При этом ос­нов­ные ба­зо­вые дви­же­ния ос­та­ют­ся, хо­тя в из­ме­нен­ном ви­де. Уди­ви­тель­но, но в ши­ро­ком диа­па­зо­не на­хлы­сто­вых за­бро­сов при­сут­ст­ву­ют оди­на­ко­вые ос­нов­ные эле­мен­ты. Дей­ст­ви­тель­но, ес­ли вы вни­ма­тель­но по­смот­ри­те, то уви­ди­те, что ин­ди­ви­ду­аль­ные, при­су­щие кон­крет­но­му че­ло­ве­ку сти­ли за­бро­са мо­гут рас­смат­ри­вать­ся и ис­поль­зо­вать­ся как не­за­ви­си­мые, объ­ек­тив­но су­ще­ст­вую­щие эле­мен­ты.

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса

 Ис­сле­до­ва­ние Эла Кай­та и Гэ­ри Мо­ра­на «На­хлы­сто­вый за­брос: сущ­ность и стиль» про­дол­жа­ет об­су­ж­де­ние идеи ос­нов­ных дви­же­ний за­бро­са, ле­жа­щих в ос­но­ве сти­ля. На­хлы­сто­ви­ки, опи­сан­ные в дан­ной ра­бо­те, име­ли раз­лич­ные сти­ли, но, при внеш­них раз­ли­чи­ях, ос­но­ва за­бро­са бы­ла очень схо­жа. На­при­мер, один на­хлы­сто­вик дер­жал ру­ку сбо­ку от кор­пу­са и низ­ко опус­кал ло­коть, дру­гой дер­жал ру­ку вер­ти­каль­но, вы­дви­гая ло­коть впе­ред. Не­смот­ря на это, в ко­неч­ном сче­те, и тот и дру­гой вы­пол­нял со шну­ром од­ни и те же дей­ст­вия.

Гра­ви­та­ци­он­ный за­брос

 За не­сколь­ко ми­нут си­ла гра­ви­та­ции по­мо­жет вам изу­чить ос­нов­ную по­сле­до­ва­тель­ность дви­же­ний ба­зо­вой тех­ни­ки. Опус­ти­те рас­слаб­лен­ную бро­саю­щую ру­ку вдоль те­ла, со­гни­те ло­коть так, что­бы пред­пле­чье бы­ло па­рал­лель­но зем­ле. Те­перь под­ни­ми­те пред­пле­чье и ух­ва­ти­те верх­нюю часть уха боль­шим и ука­за­тель­ным паль­ца­ми. Вы толь­ко что сде­ла­ли взмах на­зад. Те­перь от­пус­ти­те ухо, рас­слабь­те ру­ку, и по­зволь­те ей под дей­ст­ви­ем соб­ст­вен­но­го ве­са опус­кать­ся вниз и впе­ред, по­ка пред­пле­чье не ока­жет­ся па­рал­лель­но зем­ле (ис­ход­ная по­зи­ция пе­ред взма­хом на­зад).

 Это дви­же­ние под дей­ст­ви­ем си­лы тя­же­сти (гра­ви­та­ции) де­ла­ет­ся ана­ло­гич­но рас­слаб­лен­но­му ру­бя­ще­му уда­ру в ка­ра­те. Мой отец на­зы­вал его «гра­ви­та­ци­он­ным уда­ром». Это - бро­сок впе­ред. По­смот­ри­те, что про­ис­хо­дит с ва­шей ру­кой при вы­пол­не­нии этих соз­даю­щих ба­зо­вую тех­ни­ку дви­же­ний. Вы за­ме­ти­те, что для вы­пол­не­ния это­го дви­же­ния ваш ло­коть пе­ре­ме­ща­ет­ся вверх-вниз все­го на не­сколь­ко дюй­мов (1 дюйм =2,54 см). Дви­же­ние лок­тя - ключ к эф­фек­тив­но­му за­бро­су, по­то­му что это оз­на­ча­ет, что бы­ли за­дей­ст­во­ва­ны мус­ку­лы пле­ча. Эти мус­ку­лы са­мые силь­ные в сис­те­ме пле­чо-ру­ка. Ес­ли имен­но мус­ку­лы пле­ча вы­пол­ня­ют ос­нов­ную ра­бо­ту при подъ­е­ме-вы­тя­ги­ва­нии, то вы ста­ли на один шаг бли­же к наи­бо­лее важ­но­му сло­ву в за­бро­се - кон­тро­лю.

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса

 Ес­ли вы мень­ше ус­тае­те, то луч­ше кон­тро­ли­руе­те свои дей­ст­вия. Ес­ли подъ­ем - вы­тя­ги­ва­ние вы­пол­ня­ют ва­ши ос­нов­ные мус­ку­лы , то ос­таль­ные мус­ку­лы мо­гут обес­пе­чить точ­ность дви­же­ний и кор­рек­ти­ро­вок, обес­пе­чи­вая луч­ший кон­троль. При ис­поль­зо­ва­нии для за­бро­са всей ру­ки вам на­мно­го лег­че вне­сти из­ме­не­ния в за­брос в со­от­вет­ст­вии с ва­ши­ми лич­ны­ми пред­поч­те­ния­ми и ис­хо­дя из спе­ци­фи­ки си­туа­ции.

Тон­кая на­строй­ка

 Не­смот­ря на то, что ос­нов­ные дви­же­ния ба­зо­вой тех­ни­ки за­бро­са дос­та­точ­но лег­ки для изу­че­ния, для ре­аль­но­го за­бро­са тре­бу­ет­ся бо­лее «Точ­ная на­строй­ка» дви­же­ний. Опус­ти­те рас­слаб­лен­ную бро­саю­щую ру­ку вдоль те­ла, со­гни­те ло­коть так, что­бы пред­пле­чье бы­ло па­рал­лель­но зем­ле. Со­жми­те паль­цы в ку­лак, но не на­пря­гай­те его, при этом боль­шой па­лец дол­жен быть свер­ху. Те­перь очень мед­лен­но на­чи­най­те вы­пол­нять взмах на­зад. Ко­гда кон­чик боль­шо­го паль­ца ока­жет­ся на уров­не ли­ца, ис­поль­зуя кисть, рез­ко толк­ни­те ру­ку вверх и на­зад, кон­тро­ли­руя дей­ст­вие, так, что­бы боль­шой па­лец за­нял вер­ти­каль­ное или поч­ти вер­ти­каль­ное по­ло­же­ние.

 Тол­чок дол­жен быть не­боль­шим, кон­тро­ли­руе­мым дви­же­ни­ем, из­ме­няю­щим по­ло­же­ние кис­ти на не­боль­шой угол. Я обыч­но про­шу обу­чаю­щих­ся пред­ста­вить угол 10 - 20°, не боль­ше. Не фор­си­руй­те дви­же­ние ру­ки на­зад, од­но­вре­мен­но не по­зво­ляя ей за­ва­ли­вать­ся на­зад. По­вер­ни­те го­ло­ву и по­смот­ри­те на ла­донь, что­бы про­кон­тро­ли­ро­вать по­ло­же­ние боль­шо­го паль­ца - оно долж­но быть прак­ти­че­ски вер­ти­каль­ным.

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса

 По­сле не­сколь­ких по­вто­ров на­чи­най­те по­вы­шать ско­рость взма­ха на­зад, по­ка его вы­пол­не­ние не бу­дет за­ни­мать при­мер­но од­ну се­кун­ду. Как толь­ко у вас это нач­нет по­лу­чать­ся, из­ме­ни­те ско­рость дви­же­ния - на­чи­най­те вы­пол­нять взмах на­зад мед­ленно, а по­том плав­но ус­ко­ряй­те в на­прав­ле­нии вверх и на­зад. Все дви­же­ние долж­но длить­ся се­кун­ду или не­мно­го мень­ше. Это плав­ное ус­ко­ре­ние жиз­нен­но важ­но для ос­вое­ния на­стоя­ще­го за­бро­са.

 Хо­ро­ший спо­соб убе­дить­ся, что вы точ­но по­вто­ряе­те дви­же­ние – кос­нуть­ся боль­шим паль­цем верх­ней час­ти уха при взма­хе на­зад (при дви­же­нии вверх цель имен­но ухо). Вы не толь­ко бу­де­те иметь ося­зае­мую точ­ку ос­та­нов­ки, но так­же бу­де­те на­чи­нать тол­чок ки­стью ка­ж­дый раз в од­ном и том же по­ло­же­нии. Пом­ни­те все­гда о том, что вы мо­же­те взмах­нуть лок­тем слиш­ком вы­со­ко, в ре­зуль­та­те че­го кон­чик уди­ли­ща так­же ока­жет­ся слиш­ком да­ле­ко сза­ди.

 Те­перь о бро­ске впе­ред: как и при ме­то­де гра­ви­та­ции, по­зволь­те ру­ке упасть вниз-и-впе­ред под си­лой тя­же­сти. Ко­гда пред­пле­чье ста­нет при­мер­но под уг­лом 45° к го­ри­зон­ту, вы­пол­ни­те ма­лень­кий, кон­тро­ли­руе­мый тол­чок ки­стью впе­ред (опять же , по­вер­нув за­пя­стье на не­боль­шой угол), а за­тем ос­та­но­ви­те ру­ку. При­ни­мая во вни­ма­ние вре­мя, ко­то­рое не­об­хо­ди­мо для дви­же­ния ки­стью, боль­шой па­лец, по­сле ос­та­нов­ки ру­ки, дол­жен быть на­прав­лен при­мер­но под уг­лом 45° к го­ри­зон­ту.

 Рас­слабь­те ру­ку и по­зволь­те пред­пле­чью вер­нуть­ся в ис­ход­ное по­ло­же­ние - па­рал­лель­но зем­ле. Те­перь вы го­то­вы вы­пол­нить но­вый взмах на­зад. По­сле то­го как вы вы­пол­ни­те бро­сок впе­ред не­сколь­ко раз, на­чи­най­те уве­ли­чи­вать ско­рость дви­же­ния так, что­бы на вы­пол­не­ние все­го дви­же­ния (от стар­та до фи­ни­ша) тре­бо­ва­лась при­бли­зи­тель­но од­на се­кун­да. Как толь­ко у вас это нач­нет по­лу­чать­ся, из­ме­ни­те ско­рость дви­же­ния - на­чи­най­те вы­пол­нять бро­сок в пе­ред мед­лен­но, а по­том плав­но ус­ко­ряй­те в на­прав­ле­нии вниз-и-впе­ред. Все дви­же­ние долж­но длить­ся се­кун­ду или не­мно­го мень­ше. Это плав­ное ус­ко­ре­ние жиз­нен­но важ­но для ос­вое­ния на­стоя­ще­го за­бро­са.

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса

 Вы, ве­ро­ят­но, за­ме­ти­ли, что дви­же­ние ру­ки во вре­мя взма­ха на­зад поч­ти в два раза длин­нее, чем при бро­ске впе­ред. Во вре­мя вы­пол­не­ния на­чаль­но­го взма­ха на­зад вам не­об­хо­ди­мо до­пол­ни­тель­ное пе­ре­ме­ще­ние ру­ки, что­бы по­мочь соз­дать плав­ное ус­ко­ре­ние при подъ­е­ме шну­ра с по­верх­но­сти во­ды (не­об­хо­ди­мо пре­одо­леть по­верх­но­ст­ное на­тя­же­ние). Как толь­ко шнур ока­жет­ся в воз­ду­хе, вам уже не при­дет­ся пре­одо­ле­вать та­кое боль­шое тре­ние и по­сле­дую­щее дви­же­ние при бро­ске на­зад мо­жет быть уко­ро­че­но. За­меть­те так­же, что дви­же­ние при взма­хе на­зад вы­пол­ня­ет­ся в на- прав­ле­нии вверх-и-на­зад, а при бро­ске впе­ред - вниз-и-впе­ред. Этот на­бор - дви­же­ние на­верх-и- на­зад и вниз-и-впе­ред очень ва­жен для ба­зо­вой тех­ни­ки за­бро­са.

В ба­зо­вой тех­ни­ке за­бро­са есть три фик­си­ро­ван­ные точ­ки:

1. Ис­ход­ное по­ло­же­ние;

2. Ос­та­нов­ка при взма­хе на­зад;

3. ос­та­нов­ка при бро­ске впе­ред.

 По­доб­но иг­ре «точ­ка-к-точ­ке», вы на­чи­нае­те с точ­ки 1, пе­ре­ме­щае­те ру­ку в на­прав­ле­нии точ­ки 2, а за­тем пе­ре­ме­щае­те ру­ку в точ­ку 3.

Ритм

 По­сколь­ку вы пе­ре­ме­щае­те ру­ку от точ­ки к точ­ке, то хо­ро­шей иде­ей яв­ля­ет­ся тре­ни­ров­ка чув­ст­ва рит­ма за­бро­са че­рез го­ло­ву, ко­то­рый ос­но­вы­вал­ся на ба­зо­вой тех­ни­ке за­бро­са. Чув­ст­во рит­ма - ключ к улуч­ше­нию тех­ни­ки за­бро­са. В свое вре­мя мы уже го­во­ри­ли не­мно­го о рит­ме (од­на се­кун­да для взма­ха на­зад и од­на се­кун­да для бро­ска впе­ред), те­перь нам не­об­хо­ди­мо про­дол­жить «от­та­чи­вать» ритм. Для ба­зо­вой тех­ни­ки за­бро­са ка­ж­дый взмах на­зад и ка­ж­дый бро­сок впе­ред не­об­хо­ди­мо вы­пол­нять в те­че­ние 2/3 - 3/4 се­кун­ды. До­бавь­те пау­зу про­дол­жи­тель­но­стью 2/3 - 3/4 се­кун­ды ме­ж­ду взма­хом на­зад и бро­ском впе­ред. Пау­за по­зво­лит шну­ру раз­вер­нуть­ся в воз­ду­хе по­за­ди вас при вы­пол­не­нии за­бро­са че­рез го­ло­ву.

 Этот ритм под­хо­дит для за­бро­са че­рез го­ло­ву вы­пу­щен­но­го из тюль­па­на от­рез­ка шну­ра дли­ной 6 - 9 м. Что­бы ос­во­ить этот ритм, вы­пол­няй­те взмах на­зад, пау­зу и бро­сок впе­ред на счет «од­на ты­ся­ча ... две ты­ся­чи ... три ты­ся­чи» со­от­вет­ст­вен­но. Ес­ли хо­ти­те, мо­же­те опус­тить «ты­ся­чу» и мед­лен­но счи­тать «один ... два ... три ...»). Вы мо­же­те так­же на­зы­вать ка­ж­дую часть ба­зо­вой тех­ни­ки за­бро­са. На­при­мер, «Взмах на­зад ... Пау­за ... Бро­сок впе­ред».

Ган­те­ли

 Ис­поль­зо­ва­ние ган­те­лей хо­ро­ший спо­соб про­де­мон­ст­ри­ро­вать эф­фек­тив­ность ба­зо­вой тех­ни­ки за­бро­са и од­но­вре­мен­но от­ра­бо­тать его тех­ни­ку. Для этой це­ли по­дой­дут ган­те­ли ве­сом 0,5 - 1 кг. Возь­ми­те ган­тель в ру­ку и вы­пол­ни­те все опи­сан­ные в ба­зо­вой тех­ни­ке дви­же­ния. Вы за­ме­ти­те две ве­щи: во-пер­вых, не­об­хо­ди­мо бо­лее энер­гич­но вы­пол­нять дви­же­ние, что­бы пе­ре­мес­тить ган­тель верх, а за­тем вы­пол­нить тол­чок ки­стью на­зад, при этом ощу­ще­ния бу­дут стран­ны­ми - по­сколь­ку в жиз­ни ред­ко при­хо­дит­ся пе­ре­ме­щать ру­ку в та­ком на­прав­ле­нии. Во-вто­рых, ес­ли вы рас­сла­би­те ру­ку и по­зво­ли­те ей опус­кать­ся вниз-и-впе­ред, то ган­тель, ес­те­ст­вен­но, бу­дет пред­став­лять опас­ность; Вме­сто то­го что­бы бо­роть­ся с гра­ви­та­ци­ей во вре­мя вы­пол­не­ния бро­ска впе­ред, вы ра­бо­тае­те с ней.

За­брос с обе­их рук

 Изу­че­ние ба­зо­вой тех­ни­ки за­бро­са обеи­ми ру­ка­ми не осо­бен­но труд­но, и да­же об­лег­ча­ет это изу­че­ние! Что вы долж­ны сде­лать: обе ру­ки рас­по­ло­жи­те в ис­ход­ном по­ло­же­нии, а за­тем вы­пол­ни­те все дви­же­ния ба­зо­вой тех­ни­ки обеи­ми ру­ка­ми од­но­вре­мен­но. Вдо­ба­вок, ра­бо­тая од­но­вре­мен­но обеи­ми ру­ка­ми, вы не бу­де­те чув­ст­во­вать се­бя та­ким уж не­ук­лю­жим. При од­но­вре­мен­ном пе­ре­ме­ще­нии обе­их рук вы не чув­ст­вуе­те не­урав­но­ве­шен­ность толь­ко от взма­хов ру­кой с од­ной сто­ро­ны те­ла.

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса

 Кро­ме то­го, ко­гда обе ру­ки вы­пол­ня­ют од­но и то же дви­же­ние, они по­мо­га­ют кор­рек­ти­ро­вать друг дру­га, ус­ко­ряя обу­че­ние. Вдо­ба­вок ко все­му, вы все­гда мо­же­те уви­деть пе­ри­фе­рий­ным зре­ни­ем всю или часть од­ной из рук, до­бав­ляя еще один эле­мент са­мо­кор­рек­ции. Что­бы де­лать это еще луч­ше, ис­поль­зуй­те две ган­те­ли. Хо­тя этот тех­ни­че­ский при­ем не по­зво­ля­ет уз­нать все ас­пек­ты за­бро­са и вла­де­ния шну­ром, он дей­ст­ви­тель­но об­лег­чит изу­че­ние ба­зо­вой тех­ни­ки за­бро­са и по­мо­жет при­об­ре­те­нию на­вы­ка ра­бо­ты обеи­ми ру­ка­ми.

 Этот тех­ни­че­ский при­ем мо­жет так­же под­го­то­вить вас к изу­че­нию та­ких ве­щей, как двой­ная тя­га и за­бро­сы дву­руч­ным уди­ли­щем. По­сле экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния в шко­лах и на се­ми­на­рах я при­шел к вы­во­ду, что опыт ра­бо­ты од­но­вре­мен­но дву­мя ру­ка­ми бу­дет дей­ст­ви­тель­но эф­фек­тив­ным, да­же в том слу­чае, ко­гда уди­ли­ще на­хо­дит­ся толь­ко в од­ной ру­ке. Этот при­ем да­ет прак­ти­че­ское пре­иму­ще­ст­во и при за­бро­се шну­ра.

Пе­ри­фе­рий­ные ос­та­нов­ки

 Пе­ри­фе­рий­ное зре­ние мо­жет по­мочь нау­чить­ся ос­та­нав­ли­вать ру­ку в нуж­ном, с точ­ки зре­ния ба­зо­вой тех­ни­ки за­бро­са, мес­те. Рас­по­ло­жи­те обе ру­ки в ис­ход­ном по­ло­же­нии. Гля­дя пря­мо пе­ред со­бой, вы­пол­ни­те обеи­ми ру­ка­ми взмах на­зад. Ко­гда ру­ки на­чи­на­ют при­бли­жать­ся к краю пе­ри­фе­рий­но­го зре­ния, на­сту­па­ет мо­мент вы­пол­не­ния толч­ка ки­стью и ос­та­нов­ки ру­ки, как это бы­ло опи­са­но ра­нее. Ес­ли все вы­пол­не­но пра­виль­но, в зо­ну пе­ри­фе­рий­но­го зре­ния по­па­да­ет толь­ко ла­донь. Та же идея ос­та­нов­ки мо­жет так­же быть при­ме­не­на и к бро­ску впе­ред. Обе ру­ки на­хо­дят­ся в по­зи­ции ос­та­нов­ки при взма­хе на­зад. Гля­дя пря­мо пе­ред со­бой, вы­пол­ни­те бро­сок впе­ред. Ко­гда ру­ки пол­но­стью ока­жут­ся в зо­не пе­ри­фе­рий­но­го зре­ния, вы­пол­ни­те тол­чок ки­стью, а за­тем ос­та­нов­ку, как опи­са­но вы­ше.

Дру­гие «по­мощ­ни­ки»

 Даль­ней­шее за­кре­п­ле­ние на­вы­ков ни­ко­гда не по­вре­дит, так что я пред­ла­гаю ва­ше­му вни­ма­нию че­ты­ре уп­раж­не­ния - «По­мощ­ни­ка», ко­то­рые мы с от­цом мно­го­крат­но оп­ро­бо­ва­ли при про­ве­де­нии обу­че­ния в на­ших шко­лах и на се­ми­на­рах. Пер­вое уп­раж­не­ние я на­зы­ваю «Пор­шень». Оно по­мо­га­ет пра­виль­но вы­пол­нять пе­ре­ме­ще­ния лок­тя вверх и вниз. Хо­тя ло­коть в от­ли­чие от ме­ха­ни­че­ско­го порш­ня и не дви­га­ет­ся стро­го вверх и вниз, но в этих дви­же­ни­ях есть мно­го об­ще­го. Уп­раж­не­ние про­стое - дер­жи­те ру­ку в по­ло­же­нии ос­та­нов­ки при взма­хе на­зад, под­ни­май­те и опус­кай­те ло­коть вдоль те­ла, пред­став­ляя его порш­нем. Это по­хо­же на то, как ес­ли бы вы тя­ну­ли ве­рев­ку, что­бы по­зво­нить в ко­ло­кол. Ло­коть дол­жен пе­ре­ме­щать­ся все­го на не­сколь­ко дюй­мов - от точ­ки ос­та­нов­ки при взма­хе на­зад до ниж­не­го края груд­ной клет­ки. Дви­же­ние долж­но быть чет­ким, мыш­цы на­пря­же­ны.

Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса

 Вто­рое уп­раж­не­ние - «по­мощ­ник» - «ру­бя­щий удар ла­до­нью». По су­ще­ст­ву, вы вы­пол­няе­те ру­бя­щий удар ка­ра­те бро­саю­щей ру­кой по от­кры­той ла­до­ни дру­гой ру­ки (ес­ли вы прак­ти­куе­те за­бро­сы с двух рук, то­гда пе­рио­ди­че­ски ме­няй­те ру­ки). Смысл за­клю­ча­ет­ся в сле­дую­щем: от­кры­тая ла­донь долж­на быть по­вер­ну­та при­бли­зи­тель­но на 45° и на­хо­дить­ся на вы­со­те, со­от­вет­ст­вую­щей точ­ке ос­та­нов­ки ру­ки при вы­пол­не­нии за­бро­са впе­ред. Кро­ме то­го, дер­жи­те ла­донь при­бли­зи­тель­но на рас­стоя­нии 20 - Джейсон Боргер Основы нахлыстового заброса25 см от гру­ди, в за­ви­си­мо­сти от ва­ше­го рос­та и дли­ны ру­ки (чем вы вы­ше и чем длин­нее у вас ру­ки, тем даль­ше от гру­ди нуж­но дер­жать ла­донь). За­тем вы­пол­няй­те опи­сан­ную вы­ше ба­зо­вую тех­ни­ку за­бро­са, но при бро­ске впе­ред бро­саю­щая ру­ка долж­на на­нес­ти силь­ный ру­бя­щий удар ка­ра­те по от­кры­той ла­до­ни. Вме­сто соб­ст­вен­ной ла­до­ни мож­но ис­поль­зо­вать не­под­виж­ный пред­мет, рас­по­ло­жен­ный на тре­буе­мой вы­со­те.

 Тре­тий по­мощ­ник - «Тя­ни-тол­кай» - свя­зан с пер­вы­ми дву­мя. Сво­бод­ная ру­ка под­дер­жи­ва­ет ло­коть бро­саю­щей ру­ки и во вре­мя вы­пол­не­ния дви­же­ний ба­зо­вой тех­ни­ки тол­ка­ет ее вверх и тя­нет вниз. Та­кое уп­раж­не­ние мо­жет быть весь­ма по­лез­но при от­ра­бот­ке за­бро­са с уди­ли­щем и шну­ром. Чет­вер­тое уп­раж­не­ние я на­звал «Сколь­же­ние паль­ца». Вме­сто то­го что­бы тол­кать ло­коть вверх, этот при­ем пред­по­ла­га­ет, что взмах на­зад за­кон­чен и ру­ка под­ня­та в нуж­ное по­ло­же­ние (ва­ше пред­пле­чье толь­ко что про­шло вер­ти­каль). Кос­ни­тесь паль­цем сво­бод­ной ру­ки точ­ки не­мно­го вы­ше лок­тя бро­саю­щей ру­ки. Опус­кай­те па­лец, по­зво­ляя бро­саю­щей ру­ке с ус­ко­ре­ни­ем дви­гать­ся вниз и впе­ред под дей­ст­ви­ем си­лы тя­же­сти. В тот мо­мент, ко­гда па­лец со­скольз­нет с лок­тя, ос­та­но­ви­те ру­ку. Вы об­на­ру­жи­те, что ва­ша ру­ка ока­зы­ва­ет­ся весь­ма близ­ко к точ­ке ос­та­нов­ки при вы­пол­не­нии бро­ска впе­ред.

 Изу­че­ние ба­зо­вой тех­ни­ки на­хлы­сто­во­го за­бро­са - да­же ес­ли у вас есть уже ка­кой-ли­бо опыт - мо­жет ока­зать ре­аль­ную поль­зу в ва­шем про­дви­же­нии в ос­вое­нии на­хлы­ста. Во вто­рой час­ти этой ста­тьи мы рас­смот­рим идею «трех фаз », ко­то­рая по­мо­жет нам про­дол­жить ана­лиз и луч­ше пред­ста­вить ос­нов­ные эле­мен­ты на­хлы­сто­во­го за­бро­са. Бо­лее под­роб­но о ба­зо­вой тех­ни­ке за­бро­сов мож­но уз­нать на сай­те www.flycastinginstitute.com.

Джейсон Боргер

www.jasonborger.com

 

Двуручник