Двуручник

Дрифт

 В нахлыстовой ловле мы неравнодушны к термину «дрифт» (или «дрейф»). Мы говорим о дрифте мушки, о дрейфующих по течению водных насекомых и проч.. Мы так же говорим о дрейфе в кастинге, чтобы описать добавленное к забросу назад движение. Этот дрейф, после остановки удилища, описывался еще в 1942 году в книге Джона Олдена Найта «Современный нахлыстовый заброс» и назывался «завершение».

 И все же, как мы можем согласовать это «завершение» с нашим акцентом на внезапную остановку удилища? Как дрифт помогает добавить расстояние к забросу? Как и когда мы добавляем дрейф к нашим движениям во время заброса? Ответы на эти вопросы могут привести к тому, что вы внесете изменения в ваши забросы, которые улучшат ваши петли и тайминг, а также расстояния ваших забросов.

 В базовом забросе над головой мы подчеркиваем, что нужно резко остановить ход руки, четко остановив руку с удочкой и само движение комля. Тем не менее, когда эксперты делают дальние забросы их рука и комель удочки могут двигаться без заметной паузы между забросом назад и вперед. При изучении фильмов я обнаружил, что движение руки настолько плавное, что иногда единственный способ определить, когда закончился заброс назад, это увидеть, где удочка начала распрямляться. Тем не менее, даже с этим движением руки мы по-прежнему испытываем ощущение четкой остановки, чувствуя, что удочка разгружена. Таким образом, мы, похоже, можем эффективно остановить заброс, хотя удочка продолжает дрейфовать.

 Лэфти Крей приводит классический пример того, когда кто-то двигает рукой в дрейфе, иногда отодвигая ее назад почти на 45 см после того, как начинается разгрузка после заброса назад. Хотя мы связываем движение рук с дрейфом, я задавался вопросом, всегда ли оно сопровождает дрейф? Кажется, так считает Эд Яворовски, утверждая в своей книге «Заброс», что у него нет дрейфа. Хотя его рука не дрейфует, фотографии показывают, что делает его удочка, поворачиваясь на дополнительные 10-15 градусов после ее остановки. Дрейф Джерри Сима поворачивает удочку на целых 40 градусов без какого-либо обратного движения руки. Очевидно, удочка может быть смещена назад или под другим углом, и перемещение руки назад, это только один из способов перемещения удочки.

 Фактически, большинство кастингистов, забрасывающих на большие расстояния, увеличивают как угол отклонения удочки, так и длину хода руки при дрифте. Таким образом, когда Лефти Крей отводит руку назад, кончик его удочки так же опускается вниз (рис. 1). Когда он снова двигает рукой вперед, прежде чем применить силу к забросу вперед, он продолжает отводить свою удочку дальше назад к горизонтали. В этот момент он становится похож на человека бросающего вперед копье.

All Kyte CATCH MY DRIFT

Рис. 1. Дрейф удочки назад (слева) добавляет длину хода руки. Подъем руки (справа) увеличивает угол наклона удочки для окончательного броска вперед.

 Зачем вообще нужен этот дрейф? Почему бы не сделать все движения назад одним движением, как при забросе на короткие расстояния? Многие кастингисты делают именно это, пытаясь забросить на большое расстояние, но часто обнаруживают, что ухудшаются петли. Почему это происходит и как дрейф может нам помочь?

 Независимо от того, двигаете ли вы руку назад, увеличиваете угол отклонения удочки или комбинируете все это, ваш дрейф перемещает кончик удочки назад и/или вниз. Перемещение кончика удочки назад обеспечивает большую длину хода руки при забросе, благодаря которому он может снова двигаться вперед во время заброса вперед. Этот более длинный путь, для применения дополнительной энергии, является наиболее часто упоминаемым преимуществом дрейфа. Преимущества опускания кончика удочки упускаются из виду. Сдвиг кончика назад и вниз расширяет арку заброса, что облегчает создание дополнительного изгиба удочки. Опускание кончика удочки еще ниже за спину на последнем взмахе назад, также создает направленную вверх прямую траекторию для самого дальнего заброса. Если вы попытаетесь опустить кончик удочки в это положение за одно движение, вы, скорее всего, потянете шнур вниз кончиком удочки и увидите, что ваши петли окончательно испорчены.

 Дрифт может добавить скорость к вашему забросу. Некоторые кастингисты все еще делают этот дрейф назад/вниз когда они переносят свой вес для заброса вперед. Это похоже на бейсбольного нападающего, который продолжает двигать руками назад, в то время как уже начал двигаться вперед к питчеру. Этот тайминг приводит к непрерывному движению от заброса назад к забросу вперед, что обеспечивает раннее ускорение и важную скорость для дальнего заброса вперед. Преимущество в скорости такого непрерывного движения особенно заметно в самых дальних забросах Джерри Сима и Тима Раджефа.

 Есть еще одно преимущество дрифта - сохранение связи со шнуром и мушкой. Когда вы впервые учитесь забросам вы чувствуете разделение между забросом назад и вперед – момент, когда удочка остановлена сзади вы теряете ощущение контакта со шнуром. Тем не менее, если вы немного отклоните кончик удочки в сторону полета шнура вы сможете продолжать ощущать его вес. Классический пример сохранения связи со шнуром встречается в забросе, который иногда называют овальным или Бельгийским забросом. Постоянное натяжение достигается за счет использования кончика удочки для протягивания шнура через изменение плоскости и направления от бокового заброса, направленного назад, до заброса вперед над головой. Движения, которые держат вас на связи с вашим шнуром особенно полезны, когда ветер сбивает шнур с прямолинейной траектории.

 Дрифт также предоставляет время для изменения положения вашей руки. Делая длинный заброс назад некоторые кастингисты, следуя за кончиком удочки назад, позволяют своей руке почти выпрямиться. Такое выдвижение руки во время разгрузки удочки увеличивает положительное влияние кончика удочки на летящий назад шнур, но в тоже время предлагает слабую позицию для начала следующего заброса вперед. Таким образом, по мере того, как шнур продолжает разворачиваться позади вас, вы перемещаете свою руку вперед, в самую лучшую позицию броска, прежде, чем начать применять силу к забросу вперед. Но это не означает, что вы совершаете распространенную ошибку в виде «ползания» или дрейфа кончика удочки вперед, прежде, чем сделать заброс в этом направлении.

 Хотя обычно мы говорим о дрейфе при забросе назад, иногда мы можем видеть дрейф и после заброса вперед. После холостого заброса вперед некоторые кастингисты немного опускают руку и удочку чтобы создать пространство для подъема удочки для следующего заброса назад. Однако, на последнем забросе вперед они, скорее всего, сместят руку с удочкой вперед. Это завершающее движение может изменить угол удочки для более эффективного выстреливания шнура сквозь кольца, минимизировать «удар» по забрасывающей руке (наиболее заметным при попытке остановить тяжелую удочку) и, как я полагаю, помогает ослабить любые продолжающиеся колебания удочки (рис. 2). 

drift2

Рис. 2. Позиции «стоп» и «дрейф» у Лефти Крея при дальнем забросе вперед.

 Как вы добавляете дрифт? Джим Грин в своей брошюре о забросе «Нахлыстовый заброс для начинающих» рассказывает о небольшом дрейфе – остановки удочки на одном часу (по циферблату) и немедленном «открытии» запястья в другом положении часов, чтобы «удочка дрейфовала назад под своим весом и весом шнура». Это смягчение запястья после остановки является началом дрейфа, который меняет угол удочки. Вы можете попробовать это сделать. Тем не менее, я полагаю, что большинство инструкторов иногда добавляют дрейф после обучения базовому забросу, обычно добавляя немного движения рукой назад и/или вверх. Джоан Вульф учит останавливать удочку при забросе назад, а затем поднять руку вверх на несколько сантиметров. Она это делает, немного поднимая и выпрямляя локоть. Стиль дрифта Лефти Крея включает вытягивание руки в плече и локте, но в более горизонтальной плоскости. 

drift3 На своих занятиях я учу дрифту при добавлении расстояния к стандартному забросу. Я хочу, чтобы вы начали с того, что разыграли 15-18 метров шнура и, открыв стойку, достаточно отбросили назад шнур, чтобы наблюдать за своими забросами назад. Во время холостых забросов, забрасывая шнур назад, разворачивайте голову, чтобы видеть свои петли. Остановите комель удочки сзади чуть дальше вертикали, заставив кончик удочки изгибаться, и создавая небольшую петлю. Если вы привыкли делать длинные забросы назад одним движением, вам, вероятно, потребуется сократить движение назад. Когда вы остановите удочку достаточно рано, чтобы увидеть узкую петлю, добавьте смещение, перемещая руку с удочкой на несколько сантиметров вверх и назад. Вероятно, вы обнаружите, что требуется несколько бросков, чтобы не забывать добавить еще одно движение назад после укороченной остановки. Даже тогда я ожидал бы, что вы сделаете резкую остановку, отчетливое движение назад и потом еще одну четкую остановку. С достаточной практикой ваши движения станут более плавными, а остановки менее заметными. Если эти движения не начнут объединяться для вас в течении нескольких забросов, вы можете потренировать эти «дрифтовые» движения только рукой или пустой удочкой (без шнура). Я предлагаю поднимать руку назад и вверх, останавливая ее на уровне уха, предплечье должно быть вертикальным. Затем сделайте свой дрейф, подняв руку немного больше и завершите движение вперед. Мы могли бы назвать эти шаги «подъем, дрейф, бросок» (рис. 3). Продолжайте делать эти движения, стараясь делать две обратные остановки менее выраженными. Затем, когда вы делаете холостые забросы вперед-назад, попробуйте еще раз прочувствовать этот плавный дрейф, прежде чем сделать свои дальние забросы.  

 Дрейф, это завершающе движение, которое в основном используется для изменения положения удочки после остановки руки при забросе. Такой дрейф может внести вклад в длину хода руки, угол отклонения удочки, скорость, чувство единения со шнуром, время перемещения руки с удочкой и амортизацию от «удара» при остановке жесткой удочки. По сути, я рассматриваю дрейф при забросе назад как переходное движение, которое предоставляет способ соединить «дружественный» к петле ограниченный бросок назад с более длинным, более широким движением, необходимым для управления дальним забросом вперед.  

 Если вы сможете уловить этот дрейф, я думаю, вам понравится.

 

All Kyte

 Перевод Д. Думченко, специально для flytying.msk.ru

 

Двуручник