Тан­цую­щий шнур

  Так как же эф­фек­тив­нее все­го бо­роть­ся с тя­гой (воз­ду­ха, во­ды)? От­вет на удив­ле­нье прост. Отец мой, бы­ва­ло, объ­яс­нял: «Что бы струя ни де­ла­ла, а ты, знай се­бе, пе­ре­бра­сы­вай шнур, что­бы по­лу­чить его зер­каль­ное изо­бра­же­ние. До­пус­тим, струя тя­нет шнур на­ле­во - так пе­ре­брось его, да так, что­бы ду­га шну­ра ока­за­лась спра­ва. На пер­вый взгляд по­ка­жет­ся так про­сто... Но в этом-то вся шту­ка. По­ду­май и спро­си се­бя: «А что те­че­ние (пусть то во­да, а мо­жет воз­дух) тво­рит с мо­им шну­ром?» При­ки­нув, ты най­дешь от­вет и пе­ре­бро­сишь шнур.

Джейсон Боргер  Да­вай­те раз­бе­рем­ся, что та­кое мен­динг на во­де. Он вы­пол­ня­ет­ся по­сле за­вер­ше­ния за­бро­са (по­сле фа­зы III), ко­гда шнур с муш­кой кос­нет­ся по­верх­но­сти во­ды. Обыч­но мен­динг на во­де яв­ля­ет­ся до­пол­ни­тель­ным, и его ис­поль­зу­ют вслед за мен­дин­гом в воз­ду­хе. Мен­динг на во­де слож­нее кон­тро­ли­ро­вать, чем мен­динг в воз­ду­хе, и он тре­бу­ет ма­нев­ров (подъ­е­ма и ве­де­ния) шну­ром, ко­гда муш­ка дрей­фу­ет к ры­бе. Дви­же­ние шну­ра на­ру­ша­ет спо­кой­ст­вие на по­верх­но­сти во­ды и тя­нет муш­ку, рас­пу­ги­вая ры­бу или уво­дя муш­ку с ли­нии пи­та­ния ры­бы. В этом слу­чае су­ще­ст­вен­ную роль иг­ра­ет дли­на уди­ли­ща, ко­то­рое с ру­кой об­ра­зу­ет бо­лее длин­ный ры­чаг; на­хлы­сто­ви­ку с ко­рот­ки­ми уди­ли­ща­ми вы­пол­нить мен­динг на во­де слож­нее. Од­на­ко, не­смот­ря на не­га­тив­ные мо­мен­ты, мен­динг на во­де чрез­вы­чай­но ва­жен. И лю­бой на­хлы­сто­вик, же­лаю­щий дей­ст­ви­тель­но эф­фек­тив­но ло­вить ры­бу дол­жен знать и ис­поль­зо­вать, по край­ней ме­ре, не­ко­то­рые из тех­ни­че­ских прие­мов вы­пол­не­ния мен­дин­га на во­де.

  Вна­ча­ле од­но су­ще­ст­вен­ное за­ме­ча­ние-пре­ду­пре­ж­де­ние: как и Roll Cast, Tension Cast и то­му по­доб­ные за­бро­сы, мен­динг луч­ше все­го по­лу­ча­ет­ся, ес­ли дви­же­ния бу­дут плав­ны­ми и все­гда кон­тро­ли­руе­мы­ми. По­верх­но­ст­ное на­тя­же­ния соз­да­ет «сце­п­ле­ние» шну­ра с во­дой, ко­то­рое пло­хо «реа­ги­ру­ет» на су­до­рож­ные, рез­кие дви­же­ния, при­во­дя­щие в ре­зуль­та­те к раз­оча­ро­ва­нию в этом тех­ни­че­ском прие­ме. Пом­ни­те, что нуж­но плав­но на­ру­шить по­верх­но­ст­ное на­тя­же­ние, и то­гда у вас все по­лу­чит­ся от­лич­но.

Мен­динг впра­во, вле­во, вверх и вниз

Джейсон Боргер  Име­ет­ся не­боль­шая раз­ни­ца ме­ж­ду эти­ми че­тырь­мя ва­ри­ан­та­ми вы­пол­не­ния мен­дин­га и со­от­вет­ст­вую­щи­ми им ва­ри­ан­та­ми вы­пол­не­ния мен­дин­га в воз­ду­хе, учи­ты­вая то, что они вы­пол­ня­ют­ся по­сле то­го, как шнур упа­дет на во­ду. Мен­динг на во­де впра­во и вле­во при­ме­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, для из­ме­не­ния по­ло­же­ния от­но­си­тель­но ма­лой час­ти шну­ра око­ло кон­чи­ка уди­ли­ща. Этот тех­ни­че­ский при­ем со­сто­ит из про­сто­го пе­ре­ме­ще­ния уди­ли­ща впра­во или вле­во или же подъ­е­ма кон­чи­ка уди­ли­ща с та­ким рас­че­том, что­бы не­об­хо­ди­мая пор­ция шну­ра под­ня­лась из во­ды с по­сле­дую­щим сме­ще­ни­ем уди­ли­ща впра­во или вле­во от ва­ше­го кор­пу­са (рис. 1). Кро­ме то­го, мож­но соз­дать до­пол­ни­тель­ную сла­би­ну шну­ра, ис­поль­зуя при­ем Slip Shooting - сброс шну­ра сквозь коль­ца уди­ли­ща.

  По­доб­но вы­пол­нен­но­му в воз­ду­хе мен­дин­гу Reach UP, мен­динг Reach Up на во­де ис­поль­зу­ет­ся для по­вы­ше­ния точ­но­сти по­да­чи муш­ки вниз по те­че­нию и умень­ше­ния ее во­ло­че­ния (рис. 2). Не­смот­ря на то, что он боль­ше воз­му­ща­ет по­верх­ность во­ды, чем вы­пол­нен­ный в воз­ду­хе, этот мен­динг очень по­ле­зен как в ка­че­ст­ве ос­нов­но­го, так и до­пол­ни­тель­но­го мен­дин­га.

  Мен­динг Reach Down, при вы­пол­не­нии на во­де, мо­жет по­ка­зать­ся ана­хро­низ­мом. Как мож­но вы­тя­нуть шнур на во­ду, ес­ли он уже на во­де? Что ж, он ис­поль­зу­ет­ся в со­че­та­нии с дру­ги­ми ти­па­ми мен­дин­га на во­де. Ес­ли он вы­пол­ня­ет­ся сра­зу же по­сле то­го, как бу­дет под­нят кон­чик уди­ли­ща, что­бы вы­пол­нить мен­динг Reach Up, часть сла­би­ны шну­ра ока­жет­ся под кон­чи­ком уди­ли­ща. Та­кая сла­би­на по­мо­жет пре­одо­леть струю слож­ной кон­фи­гу­ра­ции, рас­по­ло­жен­ную вбли­зи вас (рис. 3).

Джейсон Боргер  Ес­ли мен­динг Reach Down вы­пол­нять мед­лен­но, то мож­но сда­вать сла­би­ну шну­ра со ско­ро­стью, с ко­то­рой струя уно­сит шнур. Эту ма­ни­пу­ля­цию мож­но вы­пол­нять по­сле мен­дин­га в воз­ду­хе или мен­дин­га на во­де Reach Up. Бла­го­да­ря это­му воз­мо­жен иде­аль­ный кон­троль над дви­же­ни­ем муш­ки и, сле­до­ва­тель­но, обес­пе­чи­ва­ет­ся от­но­си­тель­но пря­мая связь при по­клев­ке ры­бы. При ис­поль­зо­ва­нии всех ва­ри­ан­тов мен­дин­га, мож­но сда­вать шнур сквозь коль­ца во вре­мя пе­ре­ме­ще­ния уди­ли­ща, что­бы пре­дот­вра­тить не­же­ла­тель­ное дви­же­ние муш­ки.

  Ес­ли по­сле то­го, как ос­нов­ной за­брос вы­пол­нен и шнур лег на во­ду, в до­бав­ле­ние к прие­му Reach Right или Reach Left сде­лать два или не­сколь­ко дви­же­ний, око­ло кон­чи­ка уди­ли­ща об­ра­зу­ет­ся ду­га или горб, а тех­ни­че­ский при­ем на­зы­ва­ет­ся Curve Mend и Hump Mend. Эти прие­мы луч­ше все­го ис­поль­зо­вать при лов­ле на не­боль­ших дис­тан­ци­ях, по­сколь­ку до­воль­но труд­но точ­но пе­ре­дать из­гиб на от­да­лен­ную часть шну­ра, ле­жа­ще­го на во­де. Как и в слу­чае с вы­пол­не­ни­ем в воз­ду­хе прие­мов Curve Mend и Hump Mend, по­сле мен­дин­га шнур мож­но ос­та­вить­на «слож­ной» струе или же, при не­об­хо­ди­мо­сти, вы­пол­нить еще один мен­динг. По­пы­тай­тесь вы­пол­нить мен­динг при бо­ко­вом за­бро­се, ко­сом за­бро­се че­рез го­ло­ву или пе­ред со­бой. Что­бы не до­пус­тить пе­ре­ме­ще­ния муш­ки, при вы­пол­не­нии Curve Mend или Hump Mend ре­ко­мен­ду­ет­ся Slip Shooting.

Flopping mend

  Та­кой вид пе­ре­бро­са не вы­гля­дит та­ким не­ук­лю­жим, как ка­жет­ся, но он дей­ст­ви­тель­но пре­ду­смат­ри­ва­ет хло­паю­щие дви­же­ния шну­ром по во­де. Тех­ни­ка пе­ре­бро­са яв­ля­ет­ся раз­ви­ти­ем ва­ри­ан­та Reach Mend и мо­жет рас­смат­ри­вать­ся все­го лишь как не­дос­та­точ­но энер­гич­ный за­брос (за вы­че­том дви­же­ния муш­ки), ко­то­рый вы­пол­ня­ет­ся по кри­во­ли­ней­ной тра­ек­то­рии. Мож­но ис­поль­зо­вать за­брос ти­па Flip Cast или лю­бые ва­ри­ан­ты за­бро­сов под уг­лом для дос­ти­же­ния ко­неч­но­го ре­зуль­та­та: из­ме­не­ние по­ло­же­ния зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ст­ва сла­би­ны шну­ра, на ко­то­рую воз­дей­ст­ву­ет те­че­ние.

  Ко­гда шнур дос­ти­га­ет точ­ки, в ко­то­рой не­об­хо­ди­мо вы­пол­нить мен­динг, под­ни­ми­те кон­чик уди­ли­ща, что­бы вы­брать сла­би­ну шну­ра и сде­лать не­дос­та­точ­но энер­гич­ный за­брос (или шле­пок) в том на­прав­ле­нии, в ко­то­ром вам не­об­хо­ди­мо пе­ре­мес­тить сла­би­ну шну­ра (рис. 4).

Джейсон Боргер  Чем боль­ше при­ла­га­ет­ся энер­гия, тем силь­нее шле­пок. Он мо­жет быть сде­лан в лю­бом на­прав­ле­нии: вверх по те­че­нию, по­пе­рек те­че­ния или да­же вниз по те­че­нию. В идеа­ле пред­по­ла­га­ет­ся, что Flopping Mend бу­дет ис­поль­зо­вать­ся в со­че­та­нии с за­ра­нее вы­пол­нен­ным мен­дин­гом в воз­ду­хе, ко­то­рый по­доб­но Reach Left «уло­жит» шнур с пер­во­на­чаль­ной сла­би­ной на во­де. Flopping Mend мож­но ис­поль­зо­вать, при не­об­хо­ди­мо­сти, для пе­ре­ме­ще­ния сла­би­ны шну­ра. Вы­стре­ли­ва­ние шну­ра при вы­пол­не­нии Flopping Mend уве­ли­чи­ва­ет сла­би­ну шну­ра и по­вы­ша­ет вре­мя сво­бод­но­го про­плы­ва муш­ки. Се­рию пе­ре­бро­сов в сти­ле Flopping Mend час­то на­зы­ва­ют Stack Mend или Stack Mending.

  Anchor Mend яв­ля­ет­ся ва­риа­ци­ей Flopping Mend и час­то со­че­та­ет­ся с за­бро­сом Tuck Cast (осо­бен­но при «ра­бо­те» вверх по те­че­нию или вверх и на­ис­кось по те­че­нию). Этот при­ем при­ме­ня­ет­ся в си­туа­ци­ях, ко­гда шнур дрей­фу­ет по те­че­нию, лов­ля идет на ним­фу или стри­мер, ко­гда они дос­та­точ­но тя­же­лы са­ми по се­бе или же име­ет­ся под­груз­ка в ви­де рас­ще­п­лен­ной дро­бин­ки или ку­соч­ка пла­стич­но­го утя­же­ли­те­ля. Anchor Mend мож­но так­же вы­пол­нить, ес­ли ис­поль­зу­ет­ся пла­ваю­щий шнур с то­ну­щим кон­цом. Вес муш­ки или то­ну­ще­го кон­ца шну­ра слу­жит «яко­рем», ко­то­рый удер­жи­ва­ет муш­ку от сме­ще­ния во вре­мя мен­дин­га (как пра­ви­ло, с вспле­ском). Ес­ли ос­та­но­вить уди­ли­ще вы­со­ко, то­гда до­пол­ни­тель­ная сла­би­на бу­дет рас­по­ла­гать­ся ря­дом с кон­чи­ком уди­ли­ща (рис. 5).

Так­ти­ка Flip/Flop

  Этот при­ем по­зво­ля­ет «уло­жить» утя­же­лен­ную муш­ку на дно бы­ст­ро и без до­пол­ни­тель­ных за­бро­сов. Flip/Flop - это не что иное, как за­брос Tension Cast с по­сле­дую­щим пе­ре­хо­дом на Anchor Mend.

   «Хло­пок» по­лу­ча­ет­ся в ре­зуль­та­те вы­пол­не­ния Tension Cast, ко­гда шнур пе­ре­во­дит­ся из по­ло­же­ние «вниз по те­че­нию» в по­ло­же­ние «вверх по те­че­нию». «Хло­пок» пред­ше­ст­ву­ет Anchor Mend. Пе­ре­ве­ди­те, ис­поль­зуя Tension Cast, шнур вверх по те­че­нию (в кон­це, ве­ро­ят­но, бу­дет вы­пол­нен Tuck Cast), а за­тем с хлоп­ком соз­дай­те вверх по те­че­нию из­бы­точ­ную сла­би­ну шну­ра при по­мо­щи Anchor Mend - вот вы и вы­пол­ни­ли при­ем Flip/Flop (рис. 6). От­ме­чу, что нель­зя вы­пол­нить Flop не­ряш­ли­вым бо­ко­вым дви­же­ни­ем ру­ки. По­сле вы­пол­не­ния пер­вой час­ти прие­ма - Flip - тре­бу­ет­ся уп­ре­ж­даю­щим, це­ле­на­прав­лен­ным дви­же­ни­ем «раз­вер­нуть» пред­пле­чье и кисть, как бы го­то­вясь еще к од­но­му за­бро­су впе­ред, что­бы сде­лать сле­дую­щую часть прие­ма - Flop. Дви­же­ние шну­ра долж­но на­хо­дить­ся под ва­шим кон­тро­лем.

Джейсон Боргер  При­ем Flip/Flop вы­пол­ня­ет­ся так бы­ст­ро и лег­ко, что для ме­ня он стал дей­ст­ви­тель­но стан­дарт­ным. Я об­на­ру­жил, что он хо­ро­шо «ра­бо­та­ет» в со­че­та­нии с тех­ни­кой Leisenring Lift. По­сколь­ку при­ем Flip/Flop весь­ма эф­фек­ти­вен, с его по­мо­щью мож­но за ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни об­ло­вить до­воль­но боль­шой уча­сток во­ды. К то­му же не сто­ит бес­по­ко­ить­ся по по­во­ду воз­мож­но­го на­не­се­ния уда­ра са­мо­му се­бе утя­же­лен­ной муш­кой.

Roll mend

  По су­ти, Roll Mend яв­ля­ет­ся раз­но­вид­но­стью не­дос­та­точ­но энер­гич­но­го коль­це­во­го за­бро­са, за ис­клю­че­ни­ем пе­ре­ме­ще­ния муш­ки. Вы­пол­ни­те за­брос и по­до­ж­ди­те, по­ка шнур не опус­тит­ся на во­ду. Сра­зу же по­сле это­го вы­пол­ни­те не­дос­та­точ­но энер­гич­ный коль­це­вой за­брос, в ре­зуль­та­те че­го на не­ко­то­ром от­рез­ке шну­ра об­ра­зу­ет­ся сла­би­на. По­ло­же­ние от­рез­ка шну­ра оп­ре­де­ля­ет­ся тем, сколь­ко энер­гии и ка­кой угол воз­вы­ше­ния имел коль­це­вой за­брос и сколь­ко при этом бы­ло «вы­стре­ле­но» шну­ра (рис. 7).

  При оп­ре­де­лен­ной тре­ни­ров­ке мож­но сде­лать Roll Mend там, где тре­бу­ет­ся - око­ло кон­чи­ка уди­ли­ща, в сред­ней час­ти шну­ра, на кон­це шну­ра. При тща­тель­ном ис­пол­не­нии Roll Mend мож­но так­же ис­поль­зо­вать как Anchor Mend, про­пус­тив пет­лю коль­це­во­го за­бро­са ми­мо муш­ки. «Вы­стре­ли­ва­ние» шну­ра (Slip Shooting и/или Front Shooting) во вре­мя вы­пол­не­ния Roll Mend по­зво­лит по­лу­чить до­пол­ни­тель­ную сла­би­ну шну­ра.

Мен­динг «Тан­цую­щий шнур»

  Этот при­ем до­воль­но за­ба­вен, на его фо­не блед­не­ют все дру­гие ти­пы мен­дин-гов на во­де. Ов­ла­дев та­кой тех­ни­кой, вы ста­но­ви­тесь уни­вер­са­лом. Но он мо­жет стать при­чи­ной ед­ких на­сме­шек со сто­ро­ны ва­ших дру­зей-на­хлы­сто­ви­ков. Ви­ной все­му мой отец - это бы­ла его идея. Мен­динг «Тан­цую­щий шнур» в дей­ст­ви­тель­но­сти - се­рия кро­шеч­ных Hump Mend, вы­пол­няе­мых не­пре­рыв­но (рас­про­стра­няю­щие­ся вол­ны). Кон­чик ва­ше­го уди­ли­ща бы­ст­ро «тан­цу­ет» вверх и вниз (рис. 8). Идея за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы умень­шить кон­такт ме­ж­ду по­верх­но­стью во­ды и шну­ром по­сред­ст­вом дви­жу­щих­ся Hump Mend. При та­ком не­зна­чи­тель­ном по­верх­но­ст­ном кон­так­те шну­ром мож­но лег­ко ма­нев­ри­ро­вать на по­верх­но­сти во­ды, как бы «тан­цуя» им вверх или вниз по те­че­нию.

  Хит­рость опять же за­клю­ча­ет­ся в кон­тро­ле - кон­тро­ле над энер­ги­ей, кон­тро­ле над дви­же­ни­ем. Рав­но­мер­но вы­пол­няе­мые мел­кие рыв­ки на не­сколь­ко дюй­мов вверх и вниз - вот все, что тре­бу­ет­ся от ва­шей ру­ки. Вы­год­нее все­го, за не­сколь­ки­ми ис­клю­че­ния­ми, дер­жать ру­ку «за­бро­са» не­мно­го при­под­ня­той и от­ве­ден­ной от кор­пу­са, как буд­то вы ба­лан­си­руе­те на ка­на­те, как буд­то вы де­лае­те за­брос на слиш­ком боль­шую дис­тан­цию. Угол воз­вы­ше­ния уди­ли­ща по­мо­га­ет с мень­шим уси­ли­ем дер­жать боль­шую часть шну­ра над по­верх­но­стью во­ды - тем са­мым «та­нец» шну­ра бу­дет бо­лее эф­фек­тив­ным. Как толь­ко вы по­лу­чи­те се­рию волн, пля­шу­щих над по­верх­но­стью во­ды, мож­но дви­гать уди­ли­ще впра­во или вле­во и пе­ре­ме­щать шнур.

  Мен­динг на во­де и мен­динг в воз­ду­хе очень по­хо­жи (поч­ти иден­тич­ны в не­ко­то­рых мо­мен­тах). Мен­динг в воз­ду­хе мож­но со­че­тать с дру­ги­ми за­бро­са­ми, точ­но так же мож­но со­че­тать и мен­динг на во­де, что по­зво­ля­ет по­вы­сить эф­фек­тив­ность дей­ст­вий. Кро­ме то­го, мож­но вы­пол­нить ка­кой-ни­будь мен­динг в воз­ду­хе, а за­тем один из ва­ри­ан­тов мен­дин­га на во­де.

Мендинг на воде и ловля рыбы

  Ес­ли вы не най­де­те при­ме­не­ние мен­дин­гу на во­де во вре­мя лов­ли, вам не бу­дет от это­го лег­че. Мне при­шлось по­лу­чить со­от­вет­ст­вую­щий урок, впро­чем, как и дру­гим. К то­му вре­ме­ни как мне ис­пол­ни­лось 14 лет, я уже знал и умел при­ме­нять по ко­ман­де боль­шин­ст­во из за­бро­сов и мен­дин­гов. Я да­же обу­чал им дру­гих на­хлы­сто­ви­ков. Не­смот­ря на это мой отец на ры­бал­ке по­сто­ян­но об­лав­ли­вал ме­ня, с лег­ко­стью ис­поль­зуя из­вест­ные мне тех­ни­че­ские прие­мы. Как же так, у ме­ня та­кая же муш­ка, по­во­док, шнур, уди­ли­ще, и я мо­гу вы­пол­нить та­кие же за­бро­сы, как и отец. Что де­ла­ет он, что не мо­гу сде­лать я? Отец объ­яс­нил: «Ты ис­поль­зу­ешь не все за­бро­сы и мен­дин­ги. Ты их зна­ешь, ты их мо­жешь про­де­мон­ст­ри­ро­вать, ты мо­жешь нау­чить им, но, по су­ти, ты не ис­поль­зу­ешь их при лов­ле». Ска­за­но точ­но. С тех пор я стал ра­бо­тать над тем, что­бы при­ме­нить все мои при­об­ре­тен­ные с та­ким тру­дом на­вы­ки в ре­аль­ных ус­ло­ви­ях. Ко­неч­но, те­перь это не про­бле­ма, но имен­но я ска­жу вам, что мой отец все еще ос­та­ет­ся луч­шим ры­бо­ло­вом-на­хлы­сто­ви­ком из всех, с кем мне до­ве­лось иметь де­ло.

Джейсон Боргер  Име­ет­ся бо­лее чем дос­та­точ­но ва­ри­ан­тов при­ме­не­ния мен­дин­гов на во­де. При­ве­ду не­сколь­ко при­ме­ров, но, в ко­неч­ном сче­те, бре­мя окон­ча­тель­но­го вы­бо­ра ле­жит на вас. У вас есть тео­ре­ти­че­ские зна­ния. Те­перь вам пред­сто­ит ис­поль­зо­вать их на прак­ти­ке.

  Мож­но ис­поль­зо­вать все че­ты­ре ва­ри­ан­та мен­дин­га на во­де во вре­мя од­ной пре­зен­та­ции муш­ки. На­при­мер, по­сле то­го, как вы вы­пол­ни­ли Reach Up, ры­ба не «взя­ла». По­про­буй­те Reach Left, что­бы уве­сти муш­ку от ры­бы, а за­тем Reach Up, что­бы пе­ре­мес­тить муш­ку вверх по те­че­нию по от­но­ше­нию к сто­ян­ке ры­бы. По­том мож­но при­ме­нить Reach Right, воз­вра­щая муш­ку сно­ва на ли­нию на­хо­ж­де­ния ры­бы и, на­ко­нец, при­ме­нить Reach Down, что­бы сно­ва спла­вить муш­ку к ры­бе.

Джейсон Боргер  А как на­счет при­ме­не­ния мен­дин­га Hump в ре­аль­ных ус­ло­ви­ях? Во вре­мя пре­зен­та­ции вы долж­ны вы­пол­нить за­брос по­пе­рек те­че­ния при­бли­зи­тель­но на тре­ти пу­ти к це­ли. Вы не­пра­виль­но оце­ни­ли ско­рость те­че­ния и по­ня­ли, что муш­ка нач­нет ос­тав­лять след на во­де еще до то­го, как дос­тиг­нет ры­бы. Нет про­блем, по­про­буй­те-ка вы­пол­нить мен­динг Hump, же­ла­тель­но под уг­лом вверх по те­че­нию так, что­бы мен­динг «упал» пря­мо на струю. Вы вы­иг­рае­те не­сколь­ко до­пол­ни­тель­ных се­кунд дрей­фа муш­ки над ры­бой.

  Вспом­ни­те сцен­ку из ки­но­филь­ма «A River Runs Through It», ко­гда Пол Мак­ле­ан (иг­ра­ет Бред Питт) де­ла­ет за­брос по­пе­рек бур­ной Биг Блэк­фут Ри­вер, что­бы пой­мать круп­ную ра­дуж­ную фо­рель в во­до­во­ро­те на дру­гой сто­ро­не? Мы ре­ши­ли по­вто­рить эту сцен­ку на спор, пы­та­ясь про­ве­рить, сколь­ко же муш­ка про­дер­жит­ся в та­ком во­до­во­ро­те до то­го, как стрем­ни­на уне­сет ее прочь. Не вда­ва­ясь в де­та­ли, ска­жу, что, ис­поль­зуя не­пре­рыв­ную се­рию Flopping Mend, я смог вы­иг­рать па­ри.

  Не­мно­го доль­ше за­дер­жим­ся на прие­ме Flopping Mend и по­смот­рим, как с его по­мо­щью мож­но уси­лить во­ло­че­ние муш­ки. Да, по­рой бы­ва­ет так, что чем силь­нее во­ло­че­ние, тем луч­ше, на­при­мер, при лов­ле на стри­мер. Стан­дарт­ная пре­зен­та­ция стри­ме­ра - за­брос по­пе­рек или вниз и на­ис­кось те­че­ния, а за­тем по­ка­чи­ва­ние муш­ки. Все ра­бо­та­ет здо­ро­во, но уж че­рес­чур уп­ро­щен­но, к то­му же луч­ший про­филь муш­ки ры­ба мо­жет и не уви­деть. По­это­му сде­ла­ем за­брос не­сколь­ко вниз и на­ис­кось те­че­ния с по­сле­дую­щим Flopping Mend вниз по те­че­нию, а уж по­том нач­нем по­ка­чи­вать муш­ку. Шнур при­мет фор­му ла­тин­ской бу­к­вы «L», и стри­мер пе­ре­се­чет струю «бо­ком», что при­вле­ка­тель­нее.

  Возь­мем тот же стри­мер и сде­ла­ем за­брос вверх по те­че­нию, что­бы при­ман­ка дрей­фо­ва­ла вбли­зи дна, на­по­до­бие по­гиб­ше­го маль­ка (ве­ли­ко­леп­ная так­ти­ка). Для то­го что­бы уве­ли­чить до мак­си­му­ма глу­би­ну по­гру­же­ния муш­ки за ми­ни­маль­но ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни, очень ра­зум­ным бу­дет вы­бор за­бро­са Tuck Cast. Ко­неч­но, Anchor Mend так­же по­мог бы по­гру­зить муш­ку на глу­би­ну. По­это­му со­вмес­тим оба тех­ни­че­ских прие­ма, и, «вуа­ля», стри­мер стре­мит­ся ко дну и ока­жет­ся пе­ред «но­сом» ры­бы за не­сколь­ко се­кунд.

  Те­перь про­де­ла­ем еще кое-что со стри­ме­ром. Мы по­зво­лим ему про­плыть над дном там, где струя вры­ва­ет­ся в плес, а за­тем бу­дем дер­жать уди­ли­ще не­под­виж­но, что­бы муш­ка всплы­ла на по­верх­ность. За­тем нуж­но вы­пол­нить за­брос Tension Cast, что­бы муш­ка лег­ла вверх и на­ис­кось те­че­ния. Сра­зу же за Tension Cast сле­ду­ет вы­пол­нить Anchor Mend. Дру­ги­ми сло­ва­ми, так­ти­ка Flip/Flop. Муш­ка «идет» пря­мо ко дну, и цикл по­вто­ря­ет­ся. Это, по су­ти, тех­ни­ка Leisenring Lift, ко­то­рая под­хо­дит при ис­поль­зо­ва­нии лю­бой мок­рой муш­ки.

  Не за­бу­дем мен­динг Roll Mend. Он мо­жет при­го­дить­ся, что­бы соз­дать сла­би­ну на ка­ком-то уча­ст­ке очень длин­но­го шну­ра. Та­кие шну­ры вы мо­же­те ис­поль­зо­вать при лов­ле на тя­же­лые ими­та­ции круп­ной ним­фы вес­нян­ки (Salmonfly) на За­пад­ной ре­ке (Western River). Сла­би­на, ко­то­рая по­лу­ча­ет­ся бла­го­да­ря Roll Mend, по­зво­лит ва­шей ими­та­ции про­плыть ря­дом с ручь­е­вой фо­ре­лью, ко­то­рая дос­ти­га­ет раз­ме­ра ло­со­ся.

Джейсон Боргер  По­то­ки слож­ной кон­фи­гу­ра­ции тре­бу­ют «слож­но­го» мен­дин­га, и мен­динг «Тан­цую­щий шнур» - один из наи­бо­лее слож­ных, во вся­ком слу­чае он так вы­гля­дит. В на­ча­ле 90-х го­дов XX ве­ка мой отец про­вел не­за­бы­вае­мый июнь­ский ве­чер на ре­ке Pere Marquette в Ми­чи­га­не. По по­верх­но­сти плы­ли круп­ные по­гиб­шие има­го по­ден­ки Gray Drake, ры­ба под­ни­ма­лась и под­би­ра­ла их. Мой отец сто­ял на краю бы­ст­рой струи и де­лал за­бро­сы по­пе­рек ее в боль­шой во­до­во­рот у про­ти­во­по­лож­но­го бе­ре­га, где ин­тен­сив­но кор­ми­лась ры­ба. Что­бы удер­жать шнур в стре­ми­тель­ном по­то­ке, он при­ме­нял мен­динг «Тан­цую­щий шнур». Отец «взял» (по его сло­вам, это бы­ло имен­но так) всю ры­бу, ко­то­рая кор­ми­лась в этом во­до­во­ро­те. Что при­ме­ча­тель­но, он сде­лал это на гла­зах сво­его за­ка­дыч­но­го дру­га и кол­ле­ги по ры­бал­ке Джи­ма Хей-ге­ра. Уж он-то за­пом­нит это на­все­гда!

  Бо­лее под­роб­ную ин­фор­ма­цию о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии раз­лич­ных ви­дов мен­дин­га мож­но по­смот­реть в кни­ге мое­го от­ца «Пре­зен­та­ция» («Presentation»), в ко­то­рой это­му тех­ни­че­ско­му прие­му по­свя­ще­но не­сколь­ко глав. В кни­ге есть и ис­то­рия с ис­поль­зо­ва­ни­ем мен­дин­га «Тан­цую­щий шнур», ко­то­рым он так по­ра­зил сво­его дру­га. Ну и, ко­неч­но, в кни­ге со­дер­жит­ся мно­го ил­лю­ст­ра­тив­но­го ма­те­риа­ла, по­мо­гаю­ще­го ос­во­ить раз­лич­ные ти­пы мен­дин­га.

 

Джейсон Боргер

Real time web analytics, Heat map tracking